Большое блэк-металическое надувательство

В блэк-метале до недавнего времени слишком серьезно относились к понятию «true». Не знаю как на Западе, но на отечественных метал-форумах «говнари в корпспэйнте» с пеной у рта обвиняли музыкантов и друг друга в «трендовости» и «позерстве».

Их можно понять. Блэк-метал раскручивался за счет идеологии, которая проповедовала непримиримую борьбу против всего мира, против земли и Небес. И в этой войне плечом к плечу должны стоять только настоящие нордические воины метала, а не какие-то паршивые овцы! Так думали забитые и закомплексованные подростки, под звуки Darkthrone и Mayhem, несущиеся из дешевых пластмассовых колонок, грезящие о своей «unholy war».

На самом деле никакого «тру» никогда не было: имели место несколько эксцессов связанных с отчаявшимися (Дэд, Грим), не совсем уравновешенными (Йон Нёдтвейдт, Гаал) или живущими в другом мире (Варг Викернес) людьми, которым окончательно снесло крышу под влиянием зловещего антуража блэк-метала. Их мало, но они в корпспэйнте; фэны стали ровняться на них и придумывать собственные критерии «трушности».

В середине 90-ых расплодилось много групп, позиционирующих себя как блэк-метал, но игравших абсолютно беззубую коммерческую музыку. Cradle of Filth, Dimmu Borgir — список можно продолжать до бесконечности. Симфо-блэк, мелодик-блэк, блэк-дэз… Конечно, все эти группы и суб-жанры имеют право на существование. Хотя бы для того, чтобы служить источником неиссякаемого раздражения для «трушных» блэкарей. Каждому человеку нужно что-нибудь или кого-нибудь ненавидеть, иначе жизнь теряет свой вкус.



В те времена враг был на виду, но позднее случилось страшное: неприятель вдруг затесался в ряды самых стойких и преданных бойцов. Совершил камин-аут Гаал, Варг, выйдя из тюрьмы, открестился от блэк-метала и заиграл что-то невнятное на синтезаторах, казалось бы вечные группы вдруг погрязли в юридической грызне из-за денег и прав на названия (Gorgoroth, immortal). Поборники true and raw взирали на все это с недоумением и растерянностью.

Мало того, в жанре полезли откровенные тролли (не норвежские, а из интернета). И мы сейчас говорим не о каких-нибудь Black Satans или «Аццкой Сотоне». Коварные враги действовали гораздо тоньше, нежели простое высмеивание жанровых клише.

Группа Ghost Bath в свое время многих заставила плакать от счастья не только действительно крутой музыкой, но и своей биографией. Якобы этот коллектив базируется в китайском городе Чунцин, а его оригинальное название пишется как . «В Китае тоже есть блэк!», – кричали они. Конечно, блэк в Китае есть, но Ghost Bath к нему никакого отношения не имеет. Проект базируется в Северной Дакоте , о чем единственный (кто бы сомневался) участник открыто заявил в интервью, и посмеивается над легковерными фэнами.

Другой отличный пример блэк-металического надувательства — группа Velvet Cacoon, которая одно время считалась чуть ли не эталоном «каскадианского психоделического метала», пошутила еще лучше. «Для обретения вдохновения мы безвылазно проводим дни и недели в холодных пещерах и морозных лесах», – рассказывали участники группы — мальчик и девочка — в одном из интервью. На самом деле они безвылазно сидели в интернете, скачивая чужие треки и компилируя из них свои альбомы. Гениально! А заодно показывает, насколько однообразным и вторичным стал блэк-метал в последнее время.

Особое удовольствие мне доставляет следить за вымышленными группами, которые все вокруг воспринимают со всей серьезностью. Так было, например, с группой Janaza — проектом женщины из Ирака (!), исполняющей анти-исламские песни. В интернете можно найти достаточно убедительное на первый взгляд интервью, но хитрые журналисты вовремя подметили несколько неточностей и разоблачили миф. Правда, выяснить, кто стоял за мистификацией, не удалось. По крайней мере, огласке это не предавалось.

Еще один случай подделки был разоблачен спустя пару дней после появления, но масштаб мистификации и тщательность подделки заслуживает всяческих похвал. Речь идет о рекламной кампании бренда H&M, выпустившего коллекцию около-металической одежды с патчами неизвестных но якобы существующих групп шведского лейбла Stron Scene Production. Там было все, начиная от оккультного психоделического рока до NSBM. Из-за последних, кстати, разоблачение и случилось так быстро.


В своей попытке максимально стилизовать обложки альбомов, Хенри Сорвали — автор мистификации и один из основателей Finntroll и Moonsorrow — поместил на обложку true-raw-arisk-scandinawian black metal группы LANY изображения Гитлера и «Мертвой головы» – символа СС. Поднялся скандал, что H&M поддерживает нацистов, и все быстренько совершили саморазоблачение. Рекламная кампания не удалась, но шутка была по-настоящему прекрасна.



В истории блэк-металических надувательств происходило и обратное: серьезный проект принимали за фэйк. Такое случилось с Myrkur, только-только выпустившей свой дебютный EP. Маститые метал-обозреватели сдержано отмечали, что все попахивает каким-то обманом. А когда выяснилось прошлое Амали — модельная карьера и участие в ультра-попсовом коллективе, все сразу зафыркали: «Ну, все теперь ясно».

Мистификации в музыкальных жанрах — это всегда хорошо. Они наглядно показывают кризис жанра, высмеивают его клише, штампы и слабые места. Главное, правильно распознать эти признаки и попытаться что-то с этим кризисом сделать, а не просто посмеяться и весело провести время за прослушиванием очередных Black Satans.

Идет загрузка